Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Все проститутки Одессы на сайте SexOdessa.com Проститутки Одессы способны воплотить в реальность самые сладкие сексуальные фантазии. SexOdessa.com — это качественный современный сайт, где любой желающий сможет найти себе девушку на час или на ночь. На сайте СексОдесса мы собрали самых профессиональных путан Одессы. Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Спас на крови > Освящение > Утраченные иконы киотов

Утраченные иконы киотов

Северный киотЮжный киотОдни из важнейших элементов внутреннего убранства храма Воскресения Христова – созданные А.А.Парландом северный и южный киоты из родонита, коргонского порфира и различных яшм. В настоящее время в них сохранились только мозаичные образы, созданные по эскизам М.В.Нестерова: «Св. князь Александр Невский» и «Воскресение Христа».

Иконы были набраны прямым римским способом в мозаичных мастерских Академии художеств. Точно следуя эскизу, мастера предоставили нам возможность любоваться удивительно тонкой и нежной палитрой художника.

Святой благоверный князь Александр Невский, святые Кирилл и Мефодий, ярославские чудотворцы благоверные князья Василий и Константин. Серебряная эмалированная риза.Донская икона Божией Матери в жемчужной ризеНиши киотов  были заполнены живописными иконами в богато украшенных окладах. Они были пожертвованы еще строящемуся храму различными людьми и учреждениями. Пышная декоративность риз была обусловлена богатством цветового решения самих киотов. В обрамлении цветных яшм и родонита, в соседстве со сверкающими мозаиками иконы без богатых окладов просто бы «потерялись». Очевидно, поэтому  Парланд выбрал из имевшихся в его распоряжении образов наиболее пышные.

Создававшие декоративное убранство Спаса на крови русские мастера в период поисков национально-романтического стиля обращались к традициям древнерусского и византийского искусства. Во время  строительства  собора в обеих русских столицах возрождаются старые производства, появляются мастерские серебряных и золотых изделий. Так, в Москве становятся известными крупные фабрики И.П.Сазикова, П.А.Овчинникова и И.П.Хлебникова,  рабочие которых великолепно владели различными приемами обработки металла и камня, и наряду с другими предметами изготавливали также церковную утварь. Один из окладов иконы северного киота «Корсунская Богоматерь» был выполнен на фабрике Хлебникова. Кем и когда были изготовлены оклады остальных икон храма,  определить достаточно сложно, поскольку сведений об этом в архивных источниках не сохранилось.

Иверская икона Божией Матери в серебряной ризе филигранной работыУвидеть иконы киотов можно на фотографиях, сделанных в 1907 году во время освящения и открытия Спаса на крови (негативы снимков хранятся в петербургском Государственном архиве кинофотодокументов). С их помощью удалось установить, что  в южном киоте находились упомянутые в «Отчете» Парланда иконы, между тем как оформление северного киота несколько расходится с описанием архитектора. Так, вместо указанной в «Отчете» иконы Римской Богоматери представлен образ, изображающий старца с длинной узкой бородой до пояса, с посохом в руке, в омофоре и с митрой на голове. Скорее всего, это епископ, возможно, один из московских митрополитов, например, святитель Алексий, митрополит Московский, несколько образов которого были упомянуты в перечне пожертвованных икон.

Кроме того, святитель Алексий считался небесным покровителем последнего наследника российского престола, великого князя Алексея Николаевича (1904–1918), и размещение иконы его святого рядом с мозаичным изображением покровителя императора Александра II, возможно, преследовало цель еще раз подчеркнуть преемственность божественного покровительства династии Романовых.

Иконы в киотах располагались  в следующем  порядке.

Корсунская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, украшенной эмалью и жемчугомВ северном киоте в левом кокошнике находился образ Спасителя в серебряном окладе, в центральном кокошнике – Спас Нерукотворный в серебряном, украшенном эмалью окладе, в правом кокошнике – икона св. Александра Невского и преподобной Евдокии в серебряном вызолоченном окладе с эмалями. Иконы в самом киоте (слева направо): Корсунская Богоматерь в серебряном вызолоченном окладе, украшенном эмалью и жемчу-гом; святитель Алексий ( ? ). Далее Донская Богоматерь в жем-чужном окладе и Спаситель в серебряном вызолоченном окладе.

В южном киоте в левом кокошнике находилась икона Казанской Богоматери в серебряном филигранной работы окладе. В центральном  кокошнике – Спас Нерукотворный  в серебряном окладе, в правом – иконы Архангела Михаила, св. Николая и мученицы Параскевы. В самом киоте (слева направо): св. Александр Невский, святые  равноапостольные Кирилл и Мефодий, ярославские чудотворцы князья Василий и Константин в серебряном с эмалью окладе. Далее Богоматерь Всех Скорбящих Радость в вызолоченном окладе, украшенном драгоценными камнями, и Тихвинская Богоматерь в серебряном вызолоченном окладе.

Спаситель. Серебряная вызолоченная риза.Надежды на то, что со временем  в пустых нишах киотов храма Воскресения Христова  появятся утраченные образа, почти не осталось.

Есть предположение, что некоторые из них находятся в настоящее время в фондах петербургских музеев. Перед тем, как в 1930-е годы собор был переоборудован в склад, музейным работникам г. Ленинграда было дано разрешение отобрать интересующие их детали убранства храма для своих коллекций. Возможно, в число «реквизированных» святынь храма попали иконы киотов.

  

Подготовлено О.А.Федосеевой